11:07, 18 февраля 2020
12 и 13 февраля в Уральском федеральном университете состоялась международная междисциплинарная конференция «Инженерное мышление: социальные перспективы», которая была организована Уральским гуманитарным институтом УрФУ в сотрудничестве с РГППУ, а также с Уральским региональным научным центром РАО на базе УрФУ и Научным центром РАО на базе РГППУ.
Участниками конференции стали представители технических и гуманитарных направлений УрФУ, а также других университетов региона. С приветственным словом и пожеланиями плодотворной работы к участникам конференции обратились: первый проректор Д. В. Бугров, проректор по экономике и стратегическому развитию Д. Г. Сандлер, заместитель директора Уральского гуманитарного института по развитию образовательных программ и социального партнерства А. С. Палкин.
Актуальность заявленной темы конференции определяется рядом причин. Уральский федеральный университет претендует на статус научно-образовательного центра мирового уровня, который связан с инженерным фактором, поскольку предполагает разработку новых материалов и новых технологий. Философско-методологическая составляющая для исследования инновационных процессов в нашем регионе обеспечена тем, что в УрФУ создана мощная философская школа, представители которой инициировали и организовали проведение данной конференции.
На приоритет междисциплинарных исследований нацеливает и Уральское отделение Российской академии образования. О значимости разработки инновационных проектов шла речь на встрече с широкой аудиторией президента Российской академии образования Юрия Петровича Зинченко 3 февраля 2020 года в университете. На этом же сделал акцент в своем выступлении на пленарном заседании первый проректор УрФУ Дмитрий Витальевич Бугров.
«В сознании людей сохраняется очень четкое разделение на «физиков» и «лириков». К счастью, сегодня есть тренд на гуманизацию инженерного образования и, с другой стороны, на технологизацию и цифровизацию гуманитарного. И, конечно, все это необходимо обсуждать. У нас гораздо больше общего, чем различного», - отметил Александр Сергеевич Палкин, заместитель директора УГИ по развитию образовательных программ и социального партнерства.
К обсуждению на конференции были заявлены интеллектуальные тренды мирового сообщества, ориентированного на формирование социальных перспектив инженерного мышления. Это и вопросы об этической составляющей инженерной деятельности, роли сообщества в формировании инженерного мышления, перспективах развития инженерного образования.
Большой интерес участников конференции вызвали доклады, прозвучавшие на пленарном заседании. С докладом «Стратегии развития инженерного образования» выступил директор Высшей инженерной школы УрФУ Олег Иринархович Ребрин. Он отметил, что использование технологий искусственного интеллекта в образовании, как и использование технологий сбора биофизических параметров студентов позволяют персонализировать обучение инженеров, что приводит к образовательному успеху.
Практико-ориентированный доклад относительно путей формирования инженерного мышления представил заведующий кафедрой теории и методики обучения физике, технологии и мультимедийной дидактики Института физики, технологии и экономики УрГПУ Александр Петрович Усольцев.
Заведующая кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Технического университета УГМК Татьяна Викторовна Гурская предложила интересное видение роли ТРИЗ в системе практико-ориентированной подготовки инженеров.
Яркое выступление состоялось у Александра Владимировича Перцева, действительного члена Российской академии естественных наук по секции геополитики и безопасности, вице-президента Российского философского общества, на тему «Инженерная философия и цифровизация».
«Три коллизии логической теории релейно-контактных схем» были заявлены в докладе заведующего кафедрой онтологии и теории познания Алексея Геннадьевича Кислова.
Ирина Линовна Закирова, исполнительный директор «Уральского клуба нового образования», увлекательно описала свой опыт работы в докладе «От школьника к технологическому лидеру: использование метапредметного подхода в проектной деятельности».
Большой интерес вызвал доклад Виктора Михайловича Кондратьева из Московского городского педагогического университета на тему «Инженерное образование: логика обоснования содержания».
Евгения Петровна Панасова, автор и руководитель программы ЮнIT-Урал, а также руководитель лаборатории «Космопорт» НПО «Автоматика» выступила с программным докладом о роли сообщества в формировании ИТ-кадров региона.
Сергей Владимирович Кругликов, заведующий кафедрой моделирования управляемых систем, в интерактивном режиме рассказал «Об одном варианте концептуального согласования языков инженерного мышления».
Сергей Вадимович Анахов, заведующий кафедрой математических и естественно-научных дисциплин РГППУ, выявил возможности согласования инженерного мышления посредством математического и естественно-научного контекста.
Дмитрий Владимирович Анкин, профессор кафедры онтологии и теории познания, обратился к истокам возникновения принципиальных различиях инженерного и научного мышления.
Сергей Александрович Азаренко, профессор кафедры социальной философии, на материале новейших философских исследований раскрыл язык воспроизводства инженерного мышления.
Надежда Васильевна Бряник, профессор кафедры онтологии и теории познания, увлекательно рассказала о динамике этической составляющей инженерной деятельности, проведя траекторию от оценки условий к оценке результатов.
Второй день конференции проходил в РГППУ, где состоялся круглый стол «Уральская инженерная школа: истоки, особенности и основные этапы развития. Подготовка инженерных кадров в условиях цифровизации». На круглом столе выступили философы и инженеры, практики и исследователи, нацеленные на концептуальное осмысление инженерного мышления и инженерной этики.
Участников конференции приветствовал ректор РГППУ Евгений Михайлович Дорожкин. Среди теоретико-методологических проблем, вызвавших особый интерес на круглом столе, стоит отметить выступление Дмитрия Владимировича Котелевского «Техника и инженерное мышление в философии Жильбера Симондона».
Ряд докладов был посвящен проектному обучению, а также раннему инженерному образованию школьников и дошкольников.
Актуальным тенденциям в инженерной этике были посвящены доклады Дарьи Алексеевны Томильцевой «Цифровизация общества как социальная инженерия: этическая проблематизация» и Анны Александровны Карташевой «Осмысление крушения шаттла «Челленджер» в инженерной этике».
Конференция способствовала созданию общего пространства для обсуждения новых трендов в образовании современных инженеров и социальных технологов и управленцев, а также созданию сообщества изобретателей, исследователей, инженеров и философов, готовых к сотрудничеству между различными институциями и отраслями современного знания.
Хотелось бы выразить благодарность всем, кто принимал участие в подготовке и проведении конференции, а также надежду на будущее сотрудничество с представителями заинтересованных сообществ!
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Россия, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51
Телефон: 8 (343) 389-93-34 (Дирекция Департамента философии)
8 (343) 389-95-54 (Деканат Департамента философии)